Ни один частный дом либо дача не обходится без калитки и ворот – первое используется для входа во двор, второе для въезда машин. Некоторые хозяева предпочитают использовать в качестве основного входа ворота.
Чаще всего кованые калитка и ворота изготавливаются из металла и украшаются узорами из железных прутьев и пластин.

Резные узоры на металлических столбах
Любая кованная входная группа состоит из определённых деталей:
- Установочная часть – металлические элементы, которые используются для крепления опорных столбов и дверей ворот.
- Каркас – основа конструкции, от которой зависит основная форма и жёсткость конструкции.
- Навесы – элемент, который является связующим между установочным профилем и дверьми.
- Защёлка или замок – элемент, позволяющий запретить открывание ворот снаружи.
- Узоры – кованные металлические элементы, которые не только выступают в качестве украшения, но и поддерживают жёсткость конструкции.
При желании и богатом опыте работы с металлом можно изготовить кованые ворота и калитки своими руками по эскизам либо по произвольному замыслу. При этом нужно помнить о постоянной вибрации ворот с калиткой и их большом весе.
Поэтому важно, чтобы конструкция навешивалась на прочные столбы.
Обратите внимание! При использовании кирпичных столбов, классического размера в полтора кирпича может не хватить – лучше использовать кладку в два кирпича, иначе столбы быстро расшатаются.
Качество металлических столбов зависит от глубины вкапывания, прочности бетонирования и формы (Узнайте также, как забетонировать столбы для забора). Металлические трубы вибрируют больше – меньше поддаётся вибрации квадратное, и в особенности прямоугольное сечение.
Установочная часть

Фото конструкции и схемы элементов
Каркас ворот сложно прикрепить напрямую к кирпичному столбу, поэтому используется промежуточное звено – установочный металл. Представляет собой металлический профиль, скрепленный с основанием кирпичного столба, на который устанавливаются навесы, а в последствие навешиваются дверцы.
Установочный металл становится на своё место в процессе кладки столба, и для выполнения данного этапа инструкция предусматривает следующий алгоритм:
- Металлический профиль нарезается на необходимые размеры. Нужно 4 куска профиля (для калитки, для ворот – 8) такого размера, чтобы при креплении к металлической основе столба, снаружи оставалось 2-4 см. профиля. Также нужен кусок, равный размеру высоты каркаса – при устройстве ворот – 2 штуки, калитки – 1.
- Выполняя кладку столба, 4 короткие части крепятся к металлической основе сваркой и обкладываются кирпичом. Необходимые кирпичи, попадающие на закладные детали, вырезаются болгаркой.
- Когда столб готов и набрал необходимую прочность (от 2 до 4 дней до недели в зависимости от погоды), к закладным с помощью сварки крепится длинный профиль.
Совет! На время сварочных работ закройте кирпичный столб жестью – иначе кирпич почернеет от искр.
- Сварные швы зачищаются с помощью болгарки (круги – по металлу, затем с помощью наждачной бумаги).
Каркас

Распашные ворота на кирпичных столбах
Любые кованые ворота и калитка не обходятся без основной жёсткой конструкции.
Классическая форма каркаса – прямоугольник, состоящий их 4 частей металлического профиля. Более оригинально выглядит такая форма, когда боковые профили и нижняя планка ровные, а верхняя – резная.
Эксклюзивные конструкции подразумевают, использование в качестве ровных профилей только нижней части каркаса, остальные – резные либо узоры.
Чтобы наглядно разобраться в разнице между описанными вариантами – посмотрите образцы кованных ворот и калиток на иллюстрациях.
Классическая основа выполняется по следующей технологии:
- Металлические профили (длины – индивидуально по замерам) складывают на ровную поверхность в квадрат либо прямоугольник.
- Концы немного сваривают, чтобы конструкция не “гуляла”.
- Выполняется выравнивание, достигается идеально ровная форма.
- Проводится окончательная прочная сварка.
- Сварные швы зачищаются болгаркой.
Основа каркаса после данных манипуляций готова, но чтобы в последствии установить конструкцию на место, к каркасу нужно прикрепить навесы.
Навесы

Точечные навесы
Классический вариант навесов состоит из двух частей – первая оборудована штырём, вторая – пазом.
Данная деталь устанавливается таким образом:
- Половина навесы, оборудованная штырём, приваривается к вертикальным профилям каркаса.
- Другая половина, оборудованная пазом, аналогичным методом крепится на установочную часть.
- Сварные швы зачищаются.
Обратите внимание! Навесы лучше устанавливать на детали до их крепления (на каркас и на установочную часть до момента их крепления на основное место) – при сварке по месту можно повредить кирпичные столбы.
Особое внимание нужно уделять размерам – обе части навесы должны располагаться на одинаковой высоте, иначе входная группа будет висеть криво. Лучше сначала крепить навесу на установочный металл, затем отмерять размеры и переносить их на каркас, цена ошибки может стоить всей работы.
Узоры

Узоры из прутов и пластин
Для создания узоров применяется обычная арматура, лучше использовать гладкий профиль. Ещё симпатичнее смотрятся узоры из арматуры квадратного сечения (см.также статью Красивые узоры на заборах).
Начало создания любого узора состоит в его прорисовке. Желательно чётко соблюдать масштаб, чтобы затем узнать необходимую длину узорной арматуры.
Простейшая схема создания узоров:
- Арматура нарезается на необходимые размеры с помощью болгарки.
- Прутья разогреваются до алого состояния в горне либо газовой горелкой. Самый быстрый и удобный вариант – использование газового горна.
- С помощью различных приспособлений прутьям придаётся нужная форма.
Чтобы иметь представления о многообразии форм узоров, обратите внимание на эскизы кованных ворот и калиток – понравившиеся можете срисовать на собственный эскиз.
Для самостоятельного создания узоров для кованых ворот и калиток используются специальные устройства:
- Сжимание концов прута – используется станок “эксцентрик”, состоящий из двух вальцов, между которыми вставляется арматура.
- Узор “гусиная лапка” выполняется на ребристой части того же станка – прут вставляется между вальцов и арматура принимает ребристую форму.
- Загибание прутов проводится на станке “улитка” – устройство рассчитано на сгиб арматуры на холодную, но разогрев металл можно добиться более ровного узора.
- Станок “торсион” применяется для закручивания прутьев вокруг своей оси – арматура зажимается с одного конца, с другого вставляется в крутящую деталь.
Для скрепления деталей выгоднее использовать хомуты – тонкие полоски металла небольшой ширины. Крепление узоров к каркасу – сварка с последующей аккуратной зачисткой швов.
В заключение
Собственноручное создание кованых конструкций – это серьёзная плотная работа. Например, даже большие гаражные секционные ворота с калиткой сделать легче, чем кованые.
Но, поверьте, результат трудов поразит красотой, и будет долго напоминать об увлекательном создании конструкции (см.также статью Красивые калитки и оригинальные ворота). В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.